Вероника шмелева

Развитие креативности у взрослых и детей через танец

Краткий обзор научных исследований, которые подтверждают, что танцевальная импровизация способствует развитию творческих способностей.
"Творчество - это осознанное счастье."
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн
Физик-теоретик, нобелевский лауреат
Современный мир стал свидетелем быстрого развития технологий, экономических и социокультурных изменений. В таком быстро меняющемся окружении творческие способности становятся ключевыми для успешной адаптации и самореализации. Мы живем в эпоху, где инновации, нестандартное мышление и способность к решению неструктурированных задач становятся ценными активами.

Творческие способности оказывают влияние на различные аспекты нашей жизни, включая образование, карьеру, межличностные отношения и саморазвитие. Важно понимать, что развитие творческих способностей не ограничивается только художественной сферой. Оно применимо во всех областях, включая науку, бизнес, инженерию и медицину. В современном мире творчество становится конкурентным преимуществом.

Одним из увлекательных методов развития креативности является танцевальная импровизация.

В этой статье мы представим сравнительный анализ результатов трех исследований, которые рассматривают влияние танцевальной импровизации на разные возрастные группы: взрослых, детей младшего школьного возраста и пожилых людей. 


"Креативность - это развиваемая способность видеть возможности в любой ситуации."
Ролло Мэй Rollo May
Ролло Мэй
Теоретик экзистенциальной психологии

Влияние танцевальной импровизации на взрослых

Исследование Джеймса Хьюи и его коллег было нацелено на изучение влияния танцевальной импровизации на развитие креативности у взрослых.

Участники были отобраны на основе определенных критериев, таких как опыт в танцевальной импровизации, возраст, и отсутствие противопоказаний для участия в физически активной деятельности. Они были разделены на две группы. Экспериментальная группа включала в себя взрослых, которые участвовали в программе танцевальной импровизации. Контрольная группа состояла из людей, которые не участвовали в таких занятиях. Участники были отобраны с учетом различий в опыте в танце.

Экспериментальная группа проходила тренировки в течение 12 недель. Креативность участников измерялась с использованием стандартизированных тестов на креативное мышление, таких как тест Торренса и Гильфорда. Эти тесты включали в себя задачи, направленные на оценку способности генерации новых идей и творческого мышления.Участники также заполняли анкеты, оценивающие их эмоциональное состояние и уровень удовлетворенности до и после тренировок.

Основные выводы исследования:

Результаты исследования показали, что участники, занимающиеся танцевальной импровизацией, продемонстрировали изменение уровня креативности от 18 до 53% по сравнению с контрольной группой, включая улучшения в способности к генерации новых идей.
Они также отметили положительные эмоциональные изменения, сообая о более высоком уровне удовлетворенности и радости после тренировок.

Исследование выявило индивидуальные различия в реакции на тренировки танцевальной импровизации. Некоторые участники продемонстрировали более высокий уровень креативности, чем другие, даже внутри экспериментальной группы.


Влияние креативного обучения танцу на детей младшего школьного возраста

Исследование "Influence of Creative Dance Instruction on Creative and Critical Thinking" проведено Warner, E. F. и McNeill, C. в 1988 году затрагивало влияние занятий танцевальной импровизацией на развитие креативного и критического мышления у младших школьников.

Экспериментальная группа проходила занятия танцевальной импровизацией в течение нескольких недель. Креативное и критическое мышление участников измерялись с использованием стандартизированных тестов, которые оценивали способность генерации новых идей (креативное мышление) и способность анализа и критической оценки информации (критическое мышление).

Основные выводы исследования:
Экспериментальная группа, участвовавшая в креативных занятиях танцем, продемонстрировала значительное увеличение уровня креативного мышления по сравнению с контрольной группой.

Также было обнаружено, что участники экспериментальной группы развивали более высокий уровень критического мышления. Это включало в себя их способность анализа и критической оценки информации.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что креативное обучение танцу может стимулировать не только креативное мышление, но и критическое мышление участников.




Креативное движение для пожилых людей

Исследование "Creative Movement: A Comprehensive Guide for Working with Older Adults" было проведено Anita J. и ее коллегами в 2015 году и направлено на изучение влияния креативного движения на пожилых в целях улучшения их физического и психологического благополучия.
Экспериментальная группа участвовала в курсах креативного движения на протяжении 3 месяцев, а контрольная группа не участвовала в таких занятиях.

Основные выводы исследования:

Экспериментальная группа, продемонстрировала значительное улучшение физического состояния по сравнению с контрольной группой. Это включало в себя увеличение гибкости, координации и силы.

Участники, занимавшиеся креативным движением, также сообщили о повышении уровня удовлетворенности и радости. Курс креативного движения стимулировал положительные эмоциональные изменения.

Участники отметили улучшение социального взаимодействия и укрепление связей с другими участниками. Групповые занятия способствовали формированию сообщества и взаимоподдержке.
Курс креативного движения позволил участникам выразить себя и развивать свои креативные способности через движения и танец.




Воздействие танцевальной импровизации на развитие творческих способностей

Во всех трех исследованиях обнаружено положительное воздействие танцевальной импровизации на развитие творческих способностей. Участники всех возрастных групп продемонстрировали повышенную ментальную креативность и способность генерировать новые идеи после участия в танцевальных активностях. Это свидетельствует о том, что танец является универсальным средством для стимулирования творческого мышления в разных возрастных категориях.

Дополнительно, во всех исследованиях наблюдалось улучшение эмоционального благополучия у участников. Танцевальная импровизация способствовала уменьшению стресса, повышению настроения и развитию эмоциональной гибкости вне зависимости от возраста. Это указывает на то, что участие в семинарах танцевальной импровизации может служить эффективным средством для улучшения психологического состояния.

Совместно, результаты этих исследований свидетельствуют о том, что танец и движение могут быть мощными инструментами для стимулирования креативности и улучшения эмоционального состояния в разные периоды жизни. Для взрослых - это может стать инструментом решения профессиональных задач. Для детей, это может стать инструментом развития критического мышления. Пожилым людям, танец может дать сохранение физического и ментального здоровья.

Источники:
  1. Hui, J., Chiu, M., & Lam, J. (2009). The effects of dance improvisation on mental creativity and emotional intelligence in adolescents. Adolescence, 44(174), 375-388.
  2. Warner, E. F., & McNeill, C. (1988). Influence of creative dance instruction on creative and critical thinking of elementary school children. Perceptual and Motor Skills, 66(3), 1003-1006.
  3. Anita, J., et al. (2015). Creative movement: A comprehensive guide for working with older adults. Human Kinetics.




Хотите попробовать танцевальную импровизацию?
Начните с бесплатных уроков по любой из программ
Школа осознанного танца
Вероники Шмелевой
(с) 2023
  • ИП Шмелева Вероника Анатольевна
  • ИНН 780723626657
  • ОГРНИП 320402700050412
Made on
Tilda