Вероника шмелева

Осознанный танец

Искусство и/или практика для каждого
"Но будущий танец действительно станет высокорелигиозным искусством, каким он был у греков. Ибо искусство без религиозного благоговения — не искусство, а рыночный товар. Танцовщица будущего будет женщиной, тело и душа которой разовьются в такой гармонии, что движения тела станут естественным проявлением ее души."
Айседора Дункан
Айседора Дункан
Революционерка современного танца начала ХХ века
Четыре уровня осознанности в танце
Первый - форма тела, его расположение в пространстве, соотношение с другими элементами пространства. Любая поза - это форма, движение - ее трансформация. Форма - зримая основа выразительности в танце. Остальные уровни создают наполнение этой формы.

Второй - ощущения в теле. К ощущениям относится дыхание, пульсация сердца и всей кровеносной системы, боль, растяжение, напряжение, расслабление, зуд, соприкосновение кожи с одеждой, с окружающей средой и так далее. При этом форма и движение создают условия для изменения ощущений

Третий - чувства и эмоции. Мы живем в каждый момент времени, а это значит, что постоянно что-то чувствуем. Чаще всего это коктейль разных эмоций, где радость может сочетаться с тревогой, а грусть с удовольствием. Поза и ощущения тела привносят краски в эмоции, изменяя их.

Четвертый - интеллект: мысли и образы, работа воображения, память, мышление. Важно отметить, что интеллект не работает сам по себе, он живет в нашем теле, и потому тесно связан с ощущениями и эмоциями. Можно сказать, что работа интеллекта происходит базируясь на ощущениях и чувствах. Мы привыкли считать, что та или иная мысль пришла сама по себе. Но если присмотреться (и это уже научно доказано), то окажется, что она продиктована букетом ощущений и эмоций, которые в текущий момент испытывает тело и психика.

Каждый из этих уровней взаимно проникает друг в друга и качественно влияет на выразительность, уточняет форму и ее трансформацию.

"Танец – это скрытое языковое искусство души, которое не может быть выражено словами, но может быть прочувствовано сердцем"
Марта Грэм, Martha Graham
Марта Грэм
Американский хореограф, основательница танца модерн
Осознанный танец как искусство
Танцевать неосознанно - это значит выучить последовательность движений, но не чувствовать, как форма наполняется ощущениями, эмоциями и образами, принесенными из личного опыта. Неосознанный танцор отдает свое тело “ в аренду” хореографу для реализации идей и амбиций последнего.

Осознанный танец - это искусство, которое, с одной стороны, учит слышать себя, уделяя внимание каждой интенции телесных ощущений и эмоций. С другой стороны, оно предполагает смелость признать и выразить истинное состояние или идею, срывая маски того как “надо” и как “красиво” танцевать.

К счастью, такой танец можно встретить в сценическом пространстве. Вот неполный список хореографов, чьи работы доступны в видео формате или на крупных театральных фестивалях в России: Охад Нахарин, Кристал Пайт, Хофеш Хертер, Пина Бауш, Акрам Хан, Матц Эк...

Зритель на таких спектаклях смотрит всем телом, погружаясь в ощущения, эмоции и образы, которые создают танцовщики на сцене.


Искусство осознанного танца
Осознанный танец как практика
Пройдя первый этап погружения в осознанный танец, после того, как танцующий обретает умение слышать себя и смелость выражать себя без стеснения, перед ним открываются новые двери. Это двери трансформации своего состояния и мышления в повседневной жизни. Танцующий получает возможность через танец и движение осознанно создавать оптимальные состояния для разных ситуаций в своей жизни. Подробнее об этом явлении в статье об Эмбодименте.

Через танцевальную практику можно тренировать состояния умиротворения, принятия, смелости, вдохновения, силы, устойчивости, легкости, креативности и так далее на свой выбор. Эти состояния запоминаются мозгом и телом. Через какое-то время тренировок любое состояние становится легко доступным, включаясь всего лишь по желанию практикующего. При этом танцевать соответствующий танец уже не нужно, достаточно просто подумать о нем, и нужное состояние приходит в тело и сознание.

Древние люди понимали широту возможностей танца и потому использовали его гораздо чаще, чем современное общество сидящих людей. Теперь и у нас появилась возможность получить доступ к сокровищам взаимосвязи тела и сознания.


Вероника Шмелева


Хотите попробовать осознанный танец?
Выберете программу и запишитесь. Открытый уровень.
Школа осознанного танца
Вероники Шмелевой
(с) 2023
  • ИП Шмелева Вероника Анатольевна
  • ИНН 780723626657
  • ОГРНИП 320402700050412
Made on
Tilda